Любой гитарист, решивший выйти за рамки дворового репертуара и роковых квинт, рано или поздно сталкивается с септаккордами. Их использование предполагает хотя бы базовое представление о теории музыки, гармонии, характерных для западно-европейской музыкальной традиции, на которой в значительной базируется вся современная эстрадная музыка, будь то рок, поп, фанк или, скажем, хип-хоп.
Введение в септаккорды в тональности
Технически в современном понимании аккордом может являться любой комплекс звуков, имеющих функциональный или эмоциональный смысл, однако в этой статье мы будем отталкиваться от классической теории, где аккорд - это комплекс из трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Базовыми аккордами являются трезвучия, каждое из которых состоит из двух терций: большой (б.3) и малой (м.3). Существует 4 вида трезвучий: мажорное (б.3+м.3), минорное (м.3+б.3), уменьшенное (м.3+м.3) и увеличенное (б.3+б.3). В данном случае до-ми-соль, до-миb-соль, до-миb-сольb и до-ми-соль#.
Следует понимать разницу между интервалами (например, терциями) как таковыми и названиями аккордовых тонов (терцовый, квинтовый, септимовый и т.д.). В аккорде эти обозначения относятся к интервалам между основным тоном аккорда и верхней нотой интервала. Так в до-мажорном трезвучии нота ми является терцовым тоном (или терцией аккорда), поскольку отстоит от до на большую терцию, а соль - квинтовым тоном, поскольку отстоит от до на чистую квинту.
Основные виды септаккордов в тональности
Исходя из классического определения, септаккордами называют трезвучия с добавлением еще одной терции сверху. Добавленная нота является седьмой ступенью, септимой аккорда. Существует несколько подходов к классификации, мы примем усредненный и скажем, что существует 5 основных видов септаккордов:
maj7 (также М7, △ или △7) - Большой мажорный септ (мажорное трезвучие и большая септима7 (иногда х) - Малый мажорный септ (мажорное трезвучия и малая септима)m7 (также -7, иногда просто - или m) - Малый минорный септ (минорное трезвучие и малая септима)ø (также m7b5) - Полууменьшенный септ (уменьшенное трезвучие и малая септима)o7 (также o или dim) - Уменьшенный септ (уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима)На следующей таблице приведены примеры аппликатур септаккордов. Цифрами обозначены ступени в аккорде, 1 - тоника, 3 - терция, 5 - квинта и 7 - септима.
Уменьшенный септ не встречается в натуральных ладах, но имеет большое значение в музыкальной практике, особенно, если речь идет о джазе. Его специфика в симметричной структуре, фактически он весь состоит из малых терций. В рамках данной статьи мы не будем останавливаться на нем более подробно.
Кроме приведенных видов существует еще несколько, но они куда реже встречаются в практике и о них мы поговорим в другой статье.
В следующемм видео в промежутке с 1:19 по 3:22 представлены основные виды септаккордов на фортепиано:
7 септаккордов натурального мажора
Для удобства возьмем за основу натуральный до-мажорный лад. В нем семь нот (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), которые мы расположим по терциям и получим семь трезвучий:
C до-мажор (до-ми-соль)Чтобы получить септаккорды, к каждому трезвучию добавим еще по одной терции сверху и получим гамму до-мажор, изложенную септаккордами.
Они сохраняют основные функции исходных трезвучий, но наличие септимы добавляет неустойчивости, вследствие чего каждый аккорд получает больше возможностей для разрешения. Скажем, в джазе maj7 - вполне себе тоника, но с точки зрения классической гармонии он слишком неустойчив и может рассматриваться как субдоминанта новой тональности. Различные стили диктуют различные правила, но в собственной практике руководствоваться следует в первую очередь слухом.
В следующем виде представлена гамма до-мажор в септаккордовом изложении в аппликатурах от 5 струны:
С чего начать изучение септаккордов в тональности?
Чтобы понять как звучат и взаимодействуют между собой аккорды, стоит сначала изучить основные аппликатуры, фактически увидеть их на грифе гитары. В отличие от фортепиано, где аккорды удобно брать именно в терцовом (так называемом “тесном”) расположении, на гитаре обычно используются более широкие расположения, также нередко пропускается квинтовый тон аккорда.
Базовые формы септаккордов от 6 струны:
Базовые формы септаккордов от 5 струны:
Базовые формы септаккордов от 4 струны:
Аппликатура работает одинаково на протяжении всего грифа, так что знание форм необходимо для комфортной игры во всех тональностях.
Пример гаммы до-мажор, изложенной септаккордами в виде табулатуры:
Чтобы лучше запомнить схему такой гаммы, а заодно и привыкнуть к новым аппликатурам, стоит поиграть гамму в различных тональностях, от разных струн и с разными аппликатурами.
Начать можно с таких гамм как
фа-мажор (Fmaj7, Gm7, Am7, Bbmaj7, C7, Dm7, Eø)ля-мажор (Amaj7, Bm7, C#m7, Dmaj7, E7, F#m7, G#ø)ре-мажор (Dmaj7, Em7, F#m7, Gmaj7, A7, Bm7, C#ø)
Зачем нужны септаккорды и тональности
Септаккорды отличаются от трезвучий своей неустойчивостью и яркостью, благодаря более сложной структуре, а значит и более сложным взаимодействиям интервалов. Их использование значительно расширяет палитру музыканта, как в функциональной гармонии, так и в модальной. Без септаккордов невозможно представить джаз и все родственные ему стили, а также многие направления академизма, киномузыку и современную эстраду, которая активно заимствует элементы своего языка изо всех возможных источников. Не всякая музыка нуждается в септаккордах, но понимание того, как они работают, и даже редкое их применение неизбежно дает почву для творчества и освежает взгляд на привычную практику.
Как применяются септаккорды в тональности в современной музыке
Самое очевидное направление, в котором активно используются септаккорды, это традиционный джаз со всевозможными производными. Следует отметить, что приведенные в статье аппликатуры - лишь часть музыкального лексикона. В следующем видео наглядно показано как обширны возможности применения септаккордов в джазе на примере классической темы “Autumn Leaves”:
Использование септаккордов и их расширений является характерной чертой мат-рока и средне-западного эмо. В этом стиле как правило к септаккордам добавляются надстройки, то есть ноты, следующие после септимового тона - девятые, одиннадцатые и тринадцатые ступени (ноны, ундецимы и терцдецимы), а также применяются трезвучия без септимы, но с иными добавочными ступенями. Характерные гармонические последовательности этих стилей:
© 2020 Misha Ryazhenka
Все права защищены
© 2020 Misha Ryazhenka
Все права защищены