Самые легкие аккорды на гитаре - акустика и электро

Гитару часто называют самым демократичным музыкальным инструментом за относительную простоту освоения и возможность играть аккордами. Вы можете подбирать простые песни и аккомпанировать себе или другим людям во время пения даже не зная теории и не утруждаясь многолетними занятиями. Впрочем, не стоит забывать, что гитара - это еще и инструмент, на котором “легче всего играть плохо”.

И все же она - симфонический оркестр в миниатюре, о чем говаривал великий Андрес Сеговия.

Введение в легкие аккорды

За жутковатой, но уже достаточно известной аббревиатурой скрываются те самые “дворовые” аккорды. Пять открытых позиций, которые и позволяют тысячам любителей играть песни для себя и своих близких. Свое имя система получила от названий трезвучий, взятых на первых трех ладах гитары с использованием открытых струн: C (до-мажор), A (ля-мажор), G (соль-мажор), E (ми-мажор) и D (ре-мажор).

Нередко возникает путаница между названиями позиций и обозначениями аккордов. Достаточно запомнить, что позиций всего пять (до, ля, соль, ми и ре), а любой аккорд может быть взят в каждой из позиций. Также мы знаем, что кроме мажорных трезвучий нам нужны минорные. Три позиции позволяют удобно использовать оба наклонения, но формы до и соль применяются обычно только для мажорных аккордов, в силу особенностей аппликатуры.

Далее приведены схемы всех позиций в пределах трех первых ладов. Крестиками обозначены струны, которые не нужно играть в конкретных позициях, чтобы аккорды звучали чисто и сохраняли функциональную ясность. Цифрами обозначены пальцы: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец. Отметки без цифр - открытые струны. Первая струна сверху, шестая снизу, соответственно, голова грифа на схеме находится справа.

Открытые позиции легких аккордов и система CAGED

Как нетрудно заметить, все эти формы берутся тремя пальцами и не требуют особенных усилий. Следует знать, что предложенные расположения пальцев не единственно возможные, так что стоит поэкспериментировать с разными положениями пальцев в одних и тех же формах.

При взятии этих аккордов на первых трех ладах их названия будут соответствовать названиям форм.

При перемещении форм по грифу, то есть за пределы первых трех ладов, аппликатура сохранится, но поменяется пальцовка. Нулевой лад, то есть открытые струны, нужно будет зажимать при помощи баррэ, но сейчас нас интересуют только самые простые формы.

Октавная схема легких аккордов

В основе системы лежат аппликатуры октав на гитаре. Октава - это интервал, в котором оба звука отличаются друг от друга по высоте, но не вступают в диссонанс, то есть по сути являются одной и той же нотой в разных регистрах.

Рассмотрите схему расположения октав от ноты ми на протяжении всего грифа:

Слева находится голова грифа и, соответственно, ноты открытых струн, первая струна сверху, шестая снизу. Схема работает от любой ноты, то есть от ноты фа все будет точно так же, но не от открытых струн, а от первого лада. Более детальный разбор есть в следующем видео:

Пауэр-аккорды

Для любителей рок-музыки эти ребята стали незаменимым выразительным средством. Именно их чаще всего используют в аккомпанементе рок-н-ролльщики, панки, металисты, эмо и тому подобные. Секрет прост - в пауэр-аккорде всего три, а то и два звука, которые содержат в себе только максимально прозрачные интервалы - октаву, квинту и кварту. Это дает возможность играть партии с высоким уровнем перегруза, получать характерное тяжелое звучание, при этом не загрязняя звук сверх меры и оставляя функции хорошо читаемыми.

Собственно, существует два способа играть пауэр-аккорды - в два голоса и в три. В следующем видео наглядно показано как брать пауэр-аккорды от шестой и от пятой струн в три голоса:

Чтобы сыграть двухголосый вариант, достаточно просто не брать ноту мизинцем, оставив на грифе только две зажатые струны. Формально у вас получится не аккорд, а интервал (квинта), но в контексте произведения он все так же будет выполнять нужную функцию. Важно помнить, что все остальные струны не должны звучать, иначе у вас получатся совершенно другие аккорды.

Еще пауэр-аккорды хороши тем, что ими одними можно сыграть большинство аккордовых последовательностей. Так что если песня кажется сложной, барре не получается, а песня очень нравится - попробуйте заменить трезвучия на пауэр-аккорды, для начала сойдет.

Легкие аккорды на трех струнах = трезвучия

Трезвучия в трехголосном изложении можно играть без барре, используя всего три пальца на протяжении всего грифа, используя следующие аппликатуры:

При игре таких аккордов следует глушить все неиспользуемые (отмеченные крестиком) струны, чтобы звук был чистым. Название аккорда будет определяться по нижней ноте, в данном случае - тонике. Самая левая нота на схеме будет определять название аккорда. Если она находится, скажем, на третьем ладу пятой струны (центральная позиция в верхнем ряду), значит аккорд будет называться C, то есть до-мажор. В целом эти аппликатуры соответствуют формам ми, ля и ре из системы CAGED, но в упрощенном виде.

Септаккорды на трех струнах

Если трезвучия уже поднадоели, но напрягать пальцы все еще лень, можно попробовать трехголосные варианты септаккордов. Они особенно удобны тем, что их позиции одинаковы как для шестой, так и для пятой струн. Далее приведены схемы для maj7, 7 и m7 от шестой струны. Они одинаково работают на всем протяжении грифа, тоникой является нижняя нота, то есть если взять ее на пятом ладу шестой струны, то аккорд будет называться Amaj7, A7 или Am7, в зависимости от аппликатуры. Звучать должны только три струны, иначе получатся совсем другие аккорды.

Еще можно почувствовать в себе дикий грув 70-х, выкрутить на комбике побольше высоких частот и поиграть в Джимми Нолена. Характерный фанковый чес очень удобно играть на первых трех струнах. Вам потребуется некоторая сноровка и все же придется освоить мини-баррэ (зажатие двух-трех струн одним пальцем), но это не так сложно, а аккорды на трех струнах играть гораздо проще, чем на шести.

В качестве базовых примеров приведу три минорных и три мажорных трезвучия. Технически там будут и обращения, но в данном случае важно, что это не септаккорды. За основу возьмем уже знакомую нам систему CAGED, а именно позиции ре, ля и ми, но играть будем только по три ноты от каждого аккорда. Соответственно, название аккорда определяется все так же по тонике (красный кружок на схеме).

Альтернативное применение открытых позиций легких аккордов

Если основные позиции уже изучены, а баррэ пока не удается, можно поискать новые звуки с использованием тех же самых пальцовок, но на других ладах. Если в системе CAGED мы играли трезвучия, то теперь перед нами открываются совершенно иные виды аккордов, включая септы и трезвучия с добавленными ступенями. Все они используют одни и те же ноты на открытых струнах, но краски всегда получаются разными. Для более ясного звучания следует пропускать некоторые струны, о которых указано отдельно.

Форма Е (мажорная)
От нулевого лада строится трезвучие E, ми-мажор
От первого лада - аккорд Fmaj7#11, нередко использующийся в испанской музыке.
Шестая струна может звучать, но без нее аккорд будет чище
От третьего лада - Gadd6. Шестую струну лучше не использовать, впрочем, с ней получится Em7, что тоже красиво
От пятого лада - Aadd2
От седьмого лада - Badd4. Шестую лучше не играть
От восьмого лада - вполне обычный Cmaj7
От десятого лада - D9,13 с шестой и Dadd2add6 если без

Форма А (мажорная)

Во всех случаях следует пропускать шестую струну, чтобы не создавать грязи в звучании.

От нулевого лада строится трезвучие A, ля-мажор
От первого лада - аккорд Bbadd#4, пятая струна может звучать
От третьего лада - C, если не играть пятую струну, в противном случае получится Am7
От пятого лада - Dadd2
От седьмого лада - E, если не играть пятую. В противном случае получится джазовый полиаккорд E/A
От восьмого лада - вполне обычный Fmaj7
От десятого лада - G13 если с пятой и G6, если без

Форма D (мажорная)

Во всех случаях следует пропускать шестую и пятую струны, чтобы не создавать грязи в звучании.

От нулевого лада строится трезвучие D, ре-мажор
От третьего лада - Dm7
От пятого лада - G
От седьмого лада - полиаккорд A/D
От восьмого лада - вполне обычный Bbmaj7
От десятого лада - полиаккорд C/D

Форма С

Во всех случаях следует пропускать шестую струну, чтобы не создавать грязи в звучании.

От нулевого лада строится трезвучие C, до-мажор
От второго лада - Dadd2add4. Встречается, например, у Чижа в “Такие дела”
От четвертого лада - Eadd#2 весьма диссонантный аккорд с блюзовым окрасом
От пятого лада - Fmaj9
От седьмого лада - Gadd6, а если с шестой, то Em7
От девятого лада - A7
От десятого лада - Gm6
Форма G
В отличие от приведенной на схеме выше, в данном случае следует немного изменить пальцовку:

От нулевого лада строится трезвучие G, соль-мажор
От второго лада - A11, довольно редкий вид доминантсептаккорда
От четвертого лада - Badd#2addb6 загадочный и яркий
От пятого лада - Сadd2
От седьмого лада - Dadd4

© 2020 Misha Ryazhenka
Все права защищены

© 2020 Misha Ryazhenka
Все права защищены

Контактный телефон для клиентов +7 495 150 42 63
По любым вопросам пишите на misha@misharyazhenka.ru

misharyazhenka.ru

2021 / Все права защищены​
Наверх